Утверждаю.
Директор МБОУ СОШ №16
_______________________
В.В.Михайлов
14 января 2013 г.
ПОЛОЖЕНИЕ
о дистанционном обучении школьников
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает правила реализации муниципальным бюджетное общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа №16 основных и (или) дополнительных образовательных программ среднего (полного) общего образования с использованием Интернета.
1.2. Основной целью дистанционного обучения школьников является:
• предоставление учащимся школы доступа к качественному образованию;
• обеспечение возможности изучения учебных предметов на расширенном и углубленном уровне, активного участия в олимпиадах и конкурсах;
• включения в процесс обучения новых учебных предметов за рамками основных образовательных программ среднего (полного) общего образования;
• выбора общеобразовательных дисциплин при предпрофильном и профильном обучении в старшей школе;
• обучения школьников с медицинскими ограничениями и детей – инвалидов для получения регулярного образования и не имеющие возможности получить образовательные услуги в традиционной форме;
• реализация права ребенка на получение образования с учетом потребностей и возможностей в форме семейного образования
• освоения образовательных программ в режиме экстерната
с использованием современных информационных технологий.
1.3. Использование дистанционного обучения способствует решению задач повышения эффективности:
• учебной деятельности учащихся;
• организации учебного процесса;
• использования возможностей информационно – коммуникационных технологий при организации учебно-воспитательного процесса в рамках программы развития школы как образовательного учреждения адаптивного типа, реализующей компетентностный подход в образовании и воспитании школьников.
1.4. Основными принципами организации дистанционного обучения являются:
• принцип адаптивности, позволяющий легко использовать учебные материалы нового поколения, содержащие цифровые образовательные ресурсы, в конкретных условиях учебного процесса, что способствует сочетанию разных дидактических моделей проведения уроков с применением дистанционных образовательных технологий и сетевых средств обучения: интерактивных тестов, тренажеров, лабораторных практикумов удаленного доступа и др.;
• принцип интерактивности, выражающийся в возможности постоянных контактов всех участников учебного процесса с помощью специализированной информационно-образовательной среды (в том числе форумы, электронная почта, Интернет — конференции, он-лайн уроки);
• принцип гибкости, дающий возможность участникам учебного процесса работать в необходимом для них темпе и в удобное для себя время;
• принцип модульности, позволяющий использовать ученику и учителю необходимые им сетевые учебные курсы (или отдельные составляющие учебного курса) для реализации индивидуальных учебных планов;
• принцип оперативности и объективности оценивания учебных достижений учащихся.
2. Организация дистанционного обучения
2.1. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16, в соответствии с Уставом и программой внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный и управленческий процесс школы, реализует программу дистанционного обучения на всех этапах обучения школьников и предоставляет учащимся:
• возможность доступа к качественному образованию, изучения учебных предметов на расширенном и углубленном уровне, включения в процесс обучения новых учебных предметов за рамками основных образовательных программ начального, общего и среднего (полного) образования.
• через школьный образовательный центр «Лидер» по оказанию платных образовательных услуг оказывает дополнительные образовательные услуги (на договорной основе), не включенные в перечень основных общеобразовательных программ школы. При этом виды и формы дополнительных образовательных услуг, в том числе платных, определяются уставом или иными локальными актами МБОУ СОШ № 16, социальным заказом учащихся и родителей (иных законных представителей) .
2.2. Обучение осуществляется на основе цифровых образовательных ресурсов, которые представлены через Интернет в следующих формах:
— электронные учебники;
— интерактивные обучающие ресурсы;
— виртуальные среды учебно-практической деятельности;
— компьютерные демонстрации;
— электронные источники информации;
— электронные библиотеки;
— электронные периодические издания;
— электронные коллекции и др.
2.3.Цифровые образовательные ресурсы содержат следующие учебные материалы:
• методические рекомендации для учащегося по освоению учебного материала;
• систему открытого планирования всех тем и разделов урока;
• последовательное изложение учебного материала в виде гипертекста с подразделением на базовый и углубленный уровни, содержащего ссылки на другие учебные материалы и связывающего все информационные ресурсы;
• терминологический словарь;
• мультимедийные объекты: видео — и аудио файлы, графические объекты, интерактивные карты;
• интерактивные тесты;
• тренажеры по предметам;
• лабораторный практикум удаленного доступа;
• комплексные домашние задания и творческие работы;
• справочники;
• иллюстративный материал;
• архивную и энциклопедическую информацию;
• библиографические ссылки;
• систему поиска информации.
2.4. По своему составу и объему учебные материалы для организации дистанционного обучения достаточны (избыточны) для организации учебного процесса с учащимися, которые имеют различную начальную подготовку, различные учебные навыки и стили учебной работы.
2.5. Учебные материалы ЦОР полностью обеспечивают процесс обучения школьников, в том числе, успешную сдачу выпускниками школы в начальном, среднем и старшем звене итоговой аттестации, ГИА и ЕГЭ по соответствующему учебному предмету.
3. Регламент образовательного процесса в режиме дистанционного
обучения школьников
3.1. Задачами начального, общего и среднего (полного) образования в системе дистанционного обучения являются: развитие интереса к познанию и развитие творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференциации обучения. В дополнение к обязательным предметам могут вводиться предметы по выбору самих обучающихся в целях реализации интересов, способностей и возможностей личности.
3.2. Прием школьников на изучение учебных дисциплин и курсов в системе дистанционного обучения осуществляется на основании письменного заявления родителей в начальном и среднем звене школы и учащегося с разрешения родителей в старшей школе как общеобразовательного, так и профильного уровня обучения и договором между родителями и школой, осуществляющей дистанционное обучение.
3.3. Школа обязана ознакомить поступающего и его родителей (законных представителей) с документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса по системе дистанционного обучения.
3.4. Решение об участии МБОУ СОШ № 16 в системе дистанционного обучения принимается директором школы с уведомлением учредителя образовательного учреждения в лице начальника управления образования муниципального образования город-курорт Анапа.
3.5. Процесс обучения осуществляется в смешанной форме освоения образовательных программ: очной, очно-заочной, экстерната, когда часть предметов учащийся изучает в очном режиме, а другие, по своему выбору, он может изучать дистанционно.
3.6. Процесс обучения осуществляется как в специально оборудованных учебных кабинетах школы педагогическим персоналом, так и в режиме домашнего обучения при помощи ресурсов дистанционного обучения,
3. Участники образовательного процесса в системе дистанционного обучения
4.1. Участниками образовательного процесса в системе дистанционного обучения являются: обучающиеся, педагогический персонал, участвующий в эксперименте, сетевой куратор (заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, курирующий вопросы организации и осуществления дистанционного обучения школьников), родители (законные представители) обучающихся.
4.2. Педагогом-куратором является компетентный специалист (учитель), в одной из учебных дисциплин, осуществляющий непосредственное ведение дистанционного обучения с использованием ресурсов и технологий Интернет, способный эффективно организовать взаимодействие участников учебного процесса с использованием ресурсов и сервисов сети Интернет, осуществляющий непосредственно в школе обучающие, воспитательные, организационные и методические функции.
4.3. Квалификационные требования и должностные обязанности сетевого куратора и педагога-куратора устанавливаются Типовой должностной инструкцией.
4.4. Оплата труда педагогического персонала, участвующего в дистанционном обучении школьников осуществляется школой, исходя из надбавок, заложенных на проведение экспериментальной работы в школе и доплат стимулирующего характера.
4.5. Права и обязанности обучающихся, их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса определяются уставом школы и иными предусмотренными уставом локальными актами.
4.6. Обучающиеся по системе дистанционного обучения имеют все права, предусмотренные законодательством об образовании.
4.7. Родители (иные законные представители) обучающихся и школьники, участвующих в системе дистанционного обучения, имеют право знакомиться с порядком проведения и содержанием дистанционного обучения и конкретных ЦОР, давать предложения по совершенствованию образовательного процесса в ходе дистанционного обучения.
4.8. В случае отказа от дистанционного обучения обучающийся, по заявлению родителей (иных законных представителей), освобождается от изучения определенных учебных программ за рамками школьного курса изучения учебных дисциплин. В случае если данная форма дистанционного обучения по учебной дисциплине является обязательной в профильной старшей школе, учащийся может быть переведен в класс, не участвующий в системе дистанционного обучения, а при отсутствии такого класса — в другое аккредитованное общеобразовательное учреждение, не участвующее в системе дистанционного обучения.
5. Заключительные положения
5.1. Дистанционное обучение в школе – это один из основных элементов образования для школьников с ограниченными возможностями, учащихся, обучающихся в режиме семейного образования, экстерната, а также дополнительное образование к базовому. Оно решает задачи, которые традиционное обучение решить не может, прежде всего, это — усиление активной роли обучающегося в собственном образовании за счет индивидуальной образовательной траектории:
• постановка образовательной цели и реализация индивидуального плана обучения;
• выбор доминантных направлений, форм и темпов обучения в разных образовательных областях;
• использование доступных образовательных ресурсов;
• получение консультации квалифицированного специалиста;
• применение интерактивных форм занятий;
• усиление творческой составляющей образования, наличие условий для самовыражения, насыщенность и интенсивность обучения
• возможность получения экспертного заключения по результативности своей деятельности;
• развитие широкого мировоззрения и успешная социализация.