Рекомендации родителям гиперактивных детей

Рекомендации родителям гиперактивный детей.

Для гиперактивности характерны высокая импульсивность, подвижность, неусидчивость, отвлекаемость, снижение самоконтроля. Гиперактивный ребёнок не может усидеть на месте, постоянно крутит что-нибудь в руках. При этом, в отличие от продуктивной активности, низка целенаправленность. Ребёнок плохо принимает задачу, поставленную взрослым, перескакивает с одного занятия на другое, хотя может подолгу заниматься  каким-либо любимым делом, не отрываясь и не отвлекаясь.

Повышенная возбудимость гиперактивного ребёнка порождает немало трудностей. Такой ребёнок нуждается в постоянном контроле. Однако этот контроль не должен выражаться  в замечаниях и «чтении нотаций». Он должен обеспечивать полезные направления для приложения детских сил и энергии, то есть идти не по пути ограничения активности, а по пути её продуктивного использования. Особенно полезны такому ребёнку занятия спортом. Из наиболее подходящих видов спорта можно назвать плавание, снижающее возбудимость нервной системы,  и восточные единоборства, прививающие навыки самоконтроля и самодисциплины (конечно, если тренер не ограничивается их чисто внешней стороной). Вообще, формирование самоконтроля и организации деятельности – важнейшая задача для такого ребёнка.

Гиперактивный ребёнок нередко оказывается в ситуации постоянного наказания, так как не проходит пяти минут, чтобы он не совершил чего-либо недозволенного. Из этого следует только один вывод: все мелкие нарушения должны оставляться без внимания и уж, во всяком случае, не должны влечь за собой наказания.

Нередкой основой гиперактивности бывает повышение внутричерепного давления.  Во многих случаях установить физиологическую причину не удаётся. При подозрении на гиперактивность рекомендуется консультация невропатолога. Важно определить, действительно ли мы имеем дело с синдромом гиперактивности. Точный диагноз поможет понять, какая помощь нужна со стороны взрослых ребёнку. Это может быть и квалифицированное медикаментозное воздействие, и специальная организация условий обучения такого ребёнка, и просто понимание природных особенностей его психического склада.

«Несносность» этих детей и в дошкольном возрасте доставляет немало хлопот окружающим – родителям, воспитателям, сверстникам. С поступлением в школу проблемы усугубляются  и могут сопровождать такого ребёнка всю жизнь. По поводу его будущей, взрослой, жизни прогнозы вовсе не однозначны. Оптимисты утверждают, что из гиперактивных вырастают лидеры и предприниматели. Но есть данные и о том, что примерно четверть таких детей  испытывает затруднения в течение всей жизни. Не исключено, что в подростковом возрасте описанные симптомы могут привести к возникновению асоциального поведения, различных зависимостей. Проблема состоит ещё и в том, что в семье, воспитывающей такого ребёнка, возникает хроническая усталость (особенно у матерей), доходящая порой до психического истощения. Связано это нередко с чувством бессилия и вины за поведение собственного чада.

Как помочь гиперактивному школьнику?

Необходимо учитывать такое характерное свойство его умственной деятельности, как цикличность. Это значит, что периоды продуктивной работы мозга непродолжительны (до 15 минут), их необходимо чередовать с периодами отдыха. При выполнении домашних заданий это сделать нетрудно. Учителю же нужно знать, что время от времени его подопечный может «выпадать» из хода урока. Причём вовсе не из-за желания досадить своему педагогу. За спадом вновь последует период достаточной работоспособности, просто нужно слегка направить ребёнка в русло урока повторением какой-то мысли и т.п.

Не делать проблему из того факта, что ребёнок часто не записывает на уроке домашнее задание или записывает его неправильно. Можно выйти из положения, узнавая задания у учителя или более «ответственных» одноклассников.

Основную роль в обучении такого ребёнка до определённого школьного возраста (обычно до 5-ого класса) выполнять придётся родителям. Это значит, что помощь нужно оказывать не только при выполнении домашних заданий. Иногда стоит вновь разъяснить материал, который нужно было усвоить на уроке. Упрёки в разгильдяйстве тут бесполезны, лучше постепенно восполнить уже допущенные пробелы. Вообще желательно создавать с ребёнком определённый  задел, забегая вперёд учебной программы. Это позволит ему легче усваивать «новый» материал, когда его будут объяснять на уроке.

По мере созревания головного мозга острота описанных проблем поведения и обучения сглаживается. Но эффекта стоит ждать, если систематическая и грамотная работа с такими детьми ведётся в течение нескольких лет.

Как правильно вести себя с гиперактивным, подвижным ребёнком? Как реагировать на его поведение и поступки?

Прежде всего нужно научиться удерживаться от постоянных замечаний, постоянных попыток вмешаться в его бурную деятельность. Нередко мы используем давление и контроль даже тогда, когда ребёнок не делает ничего предосудительного, — действуем просто по привычке.

Перестать постоянно ограничивать его активность, инициативу. Этим взрослые добиваются скорее не послушания, а равнодушия, незаинтересованности, что впоследствии может проявиться в школьных неуспехах.

Предоставлять больше самостоятельности в делах. Прежде чем запретить что-то, подумать: а что такое страшное произойдёт, если сын или дочь поступит по-своему.

Отказаться от резкой критики и навязчивых советов, как можно было сделать лучше. Хвалить даже за малозаметные, но положительные сдвиги.

Постараться, чтобы школьная жизнь и домашние задания не стали для подвижного ребёнка тяжкой обязанностью. Иначе проявлять самостоятельность и испытывать радость он будет только на досуге. Разнообразьте занятия дома.

Предоставлять больше возможностей проявить себя – в спорте, в школьном театре, в зарабатывании карманных денег и т.д.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: