Жить, думать, чувствовать, любить

«Жить, думать, чувствовать, любить…»

«Ребенок… представляет собою зеркальное отображение окружающей его  жизни и среды. Какова эта среда, какова атмосфера, которою он надышался,- таковы получатся и плоды воспитания, таковы выработаются в питомце интеллектуально-нравственные качества»,- писал более ста лет назад , в 1899 году,  педагог  А.Кичигин.

Интеллектуально- нравственные качества  современных учащихся формируются на уроках литературы в процессе осмысления произведений русской и зарубежной классики. К сожалению, школьники с трудом осознают  авторскую мысль , даже с подсказкой учителя. Сложность вызвана тем, что для многих подростков очевиден разрыв желаемого, идеального , то есть гармонического и реального- драматического в жизни. Обычно в каждом классе есть дети, которые осознанно ценят само счастье жить, и потому их мир светел и радостен, Но большинство старшеклассников  считают,  за древним мудрецом  Екклесиастом: «Всё вокруг- суета сует»,  « жизнь мыслима лишь для сумасшедших».

Кто же этот  «сумасшедший» в современном обществе?  Прагматик?.. Любитель «красивой» жизни?..Неспортивных игр?.. К каким катастрофически разрушительным для юной души последствиям могут привести эти искушения, если не спасут семья,  духовно близкие люди?

Вслед за Ф.И.Тютчевым, к сожалению,  можно сказать: «Не плоть, а дух растлился в наши дни…» Позволим себе предположить, что сейчас поэт написал бы  по — другому: «И плоть ,и дух  растлились в наши дни…» Много ли полезных для ума и сердца телепередач и видеофильмов смотрит сегодняшний школьник? Компьютерный мир предоставил подросткам  новые информационные и коммуникативные возможности. Но всякий ли осознает, что поток излучений с экрана  никогда не заменит теплоты сердца понимающего его  друга, а компьютерный дизайн не сравнится с трепетной прозрачностью акварельной работы?.. С каждым годом становится все серьезнее проблема альтернативы между миром электронной  техники и живым словом, несущим свет Истины.

Главная задача моей работы с учениками -не только помочь освоить курс  программной литературы, но и пробудить «чувства добрые»; обращаясь к судьбам их создателей, содействовать обретению духовных сил, развитию умения выражать свои мысли и ощущения.

Русская литература щедро  предоставляет возможность для нравственного воспитания читателя. Подросток приобретает опыт одновременно и в микро-, и в макропространстве: познавая себя(самопознание) и познавая мир (миропознание).

Школьный урок литературы-   место встречи автора, учителя и ученика ,открывающего для себя мир гармонии и противоречий. На творчество художника слова школьник отзывается своими творческими строчками.

Обычно я начинаю свое знакомство с пятиклассниками с просьбы написать мне письмо. На доске пишу свой адрес и с нетерпением жду…  Зачем я делаю это? Знакомство с душой ребенка- первое ,робкое, осторожное.  Это письма –признание в доверии к  учителю, неумелые рассказы о том , кто рядом с ними, какие   проблемы у них есть…  и просто отписки — холодные, ни о чем не говорящие… Знакомство состоялось , и началась работа!

В начале учебного года обращаюсь к пятиклассникам с просьбой, какие произведения  из прочитанных летом запомнились больше всего и почему. Дети охотно  делятся своими познаниями, опять-таки робкими и наивными…

Любовь к детям- главное условие успеха в преподавании литературы. Они должны постоянно ощущать расположение учителя, его доброту.

Мифы, былины, сказки- вот то, что учит любви. Например, читаем народную  сказку «Белая уточка». В ней- трогательная история  материнской любви  заколдованной княгини.

( Продолжение следует)                                                 Поплевина В.Г.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: