«Жить, думать, чувствовать, любить…»
«Ребенок… представляет собою зеркальное отображение окружающей его жизни и среды. Какова эта среда, какова атмосфера, которою он надышался,- таковы получатся и плоды воспитания, таковы выработаются в питомце интеллектуально-нравственные качества»,- писал более ста лет назад , в 1899 году, педагог А.Кичигин.
Интеллектуально- нравственные качества современных учащихся формируются на уроках литературы в процессе осмысления произведений русской и зарубежной классики. К сожалению, школьники с трудом осознают авторскую мысль , даже с подсказкой учителя. Сложность вызвана тем, что для многих подростков очевиден разрыв желаемого, идеального , то есть гармонического и реального- драматического в жизни. Обычно в каждом классе есть дети, которые осознанно ценят само счастье жить, и потому их мир светел и радостен, Но большинство старшеклассников считают, за древним мудрецом Екклесиастом: «Всё вокруг- суета сует», « жизнь мыслима лишь для сумасшедших».
Кто же этот «сумасшедший» в современном обществе? Прагматик?.. Любитель «красивой» жизни?..Неспортивных игр?.. К каким катастрофически разрушительным для юной души последствиям могут привести эти искушения, если не спасут семья, духовно близкие люди?
Вслед за Ф.И.Тютчевым, к сожалению, можно сказать: «Не плоть, а дух растлился в наши дни…» Позволим себе предположить, что сейчас поэт написал бы по — другому: «И плоть ,и дух растлились в наши дни…» Много ли полезных для ума и сердца телепередач и видеофильмов смотрит сегодняшний школьник? Компьютерный мир предоставил подросткам новые информационные и коммуникативные возможности. Но всякий ли осознает, что поток излучений с экрана никогда не заменит теплоты сердца понимающего его друга, а компьютерный дизайн не сравнится с трепетной прозрачностью акварельной работы?.. С каждым годом становится все серьезнее проблема альтернативы между миром электронной техники и живым словом, несущим свет Истины.
Главная задача моей работы с учениками -не только помочь освоить курс программной литературы, но и пробудить «чувства добрые»; обращаясь к судьбам их создателей, содействовать обретению духовных сил, развитию умения выражать свои мысли и ощущения.
Русская литература щедро предоставляет возможность для нравственного воспитания читателя. Подросток приобретает опыт одновременно и в микро-, и в макропространстве: познавая себя(самопознание) и познавая мир (миропознание).
Школьный урок литературы- место встречи автора, учителя и ученика ,открывающего для себя мир гармонии и противоречий. На творчество художника слова школьник отзывается своими творческими строчками.
Обычно я начинаю свое знакомство с пятиклассниками с просьбы написать мне письмо. На доске пишу свой адрес и с нетерпением жду… Зачем я делаю это? Знакомство с душой ребенка- первое ,робкое, осторожное. Это письма –признание в доверии к учителю, неумелые рассказы о том , кто рядом с ними, какие проблемы у них есть… и просто отписки — холодные, ни о чем не говорящие… Знакомство состоялось , и началась работа!
В начале учебного года обращаюсь к пятиклассникам с просьбой, какие произведения из прочитанных летом запомнились больше всего и почему. Дети охотно делятся своими познаниями, опять-таки робкими и наивными…
Любовь к детям- главное условие успеха в преподавании литературы. Они должны постоянно ощущать расположение учителя, его доброту.
Мифы, былины, сказки- вот то, что учит любви. Например, читаем народную сказку «Белая уточка». В ней- трогательная история материнской любви заколдованной княгини.
( Продолжение следует) Поплевина В.Г.